Это чудовище построено германской компанией Krupp в 1978 году, но до сих пор остаётся самым большим экскаватором в мире, продолжающим работать на одном из угольных карьеров Германии. Имя его Bagger 288. Его вес составляет 13 500 тонн, длина — 250 метров, высота — 100. Bagger — по-немецки — это экскаватор, в данном случае — роторный. Ротор, которым этот монстр срезает угольный пласт, имеет диаметр 22,5 метра (примерно 8-этажный дом), состоит из 18 ковшей по 6,6 кубометров каждый. Это колесо делает по 48 оборотов в минуту. За день он перелопачивает 240 000 кубометров породы. Гусеницы и ротор и прочие механизмы в действие приводят электромоторы, мощностью в десятки мегаватт — как у небольшого города. Эту энергию экскаватор черпает из промышленной энергосети. В жизни этой машины был один случай, когда она своим ходом переехала на 22 километра — из одного угольного карьера в другой. Прямо через поля, федеральные автотрассы, несколько мелких шоссе и речушек, линии электропередач и одну железнодорожную линию. Это было в 2001 году, когда суперэкскаватор впервые сменил место работы — карьер Hambach на карьер Garzweiler. На борту Bagger 288 есть огромная катушка с силовым кабелем, длиной один километр. По мере движения его подключали к различным участкам промышленной электросети. Нужно сказать, что благодаря 12 гусеницам шириной по 3,8 метра, давление монстра на грунт составляет 1,7 килограмма на квадратный сантиметр, так что колосс вполне мог идти по полям. Но, что интересно, нужные участки заблаговременно засеяли травой. Чтобы почва во время дождей не перенасыщалась влагой и сохраняла несущую способность. А во многих местах ещё и насыпали песчаные "подушки". Дороги и железнодорожную ветку засыпали песком и щебнем высотой в метр, при этом движение останавливали всего на несколько часов — так быстро насыпали и удаляли "подушки". Речушки также засыпали камнями. Кабели ЛЭП, под которыми, конечно, не мог пройти такой гигант — демонтировали и сразу ставили назад, как только монстр проезжал мимо. На это время поставщики энергии направляли её к потребителям по альтернативным сетям. В общем — справились за 3 недели. Это быстро, у Bagger 288 максимальная скорость 10 метров в минуту. Одновременно на нём работает смена в четыре человека. Всего смен три, так что колосс работает круглосуточно. Это два экскаваторщика, сменяющих друг друга, координатор ленточных конвейеров, поставляющих уголь от ротора к месту погрузки, и глава отряда. Чтобы во время многочасовой смены им не приходилось спускаться с небес (как ещё назвать колосс высотой со скромный небоскрёб) на землю — внутри экскаватора устроена кают-компания с туалетом и кухней и т.д. Экскаваторщик сидит в маленькой кабинке, расположенной недалеко от ротора, прямо на гигантской "руке" сооружения. Он управляет машиной (как ротором, так и движением всего колосса) с помощью джойстиков, напоминающих компьютерные. Ему помогают системы навигации и видеонаблюдения. Пока один экскаваторщик "воюет с углём", второй не сидит без дела — он обходит машину по многочисленным лестницам и переходам, следит за состоянием механизмов, что-то подправляет и чистит. Старший группы также не скучает — разрабатывает "стратегию битвы", а особенно интересно бывает, когда ему приходится спускаться вниз и "прокладывать путь" для монстра, перемещающегося с одного участка карьера на другой.В общем, сработанная немцами машина, вызывает уважение. Это одно из тех сооружений, которые почтительно именуют "настоящая сталь Круппа". Как пушки-сверхгиган ты Первой и Второй Мировых войн. Видимо, пригодился тот опыт. По прогнозу специалистов, если не будет непредвиденных обстоятельств, этот экскаватор проработает до кап. ремонта 100 лет. src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
|