Iasca 2005 - Диск с соревнований по автозвуку. Официальный и непререкаемый эталон, которым пользуются на планете Земля при оценке качества звучания на автозвуковых соревнованиях. IASCA Competition – диск очень критический, лишенный какого-либо великодушия и милосердия к системе, его воспроизводящей.
О том, чтобы получить удовольствие от его прослушивания на сколь угодно роскошной системе, даже речи быть не может. На слабой он звучит «никак», на средней – противно, на хорошей – средне, на великолепной – сносно. Зато все, что хоть немного не так, даже в очень хорошей установке вылезает наружу, как «хороший стук» в шоферской поговорке. Был случай, когда IASCA Competition поставили в транспорт системы невероятного, заоблачного качества, с ламповыми моноблоками весом по 150 кило каждый «марк-левинсонами» и биполярной акустикой ростом с баскетболиста, все – в специально выстроенной акустической комнате. Все, что играло до этого, ошеломляло. IASCA Competition – тоже ошеломил. Сначала – тем, что «The Vikings», сыгранные в зале Симфонического центра имени Мортона Майерсона в Далласе, перегрузили-таки своими барабанами суперсистему. А затем мы впервые убедились в том, что комментарии к записям типа: «хоры стоят на станках в 10 ярусов, поэтому их звук должен располагаться выше инструментов, но ниже звука органа» или «ощущение пространства диктуется отзвуками от деревянного дощатого пола и оштукатуренных стен» – это не плод разыгравшейся фантазии составителей. Это чистая правда, доселе скрытая от нас по вине автомобильной, даже очень хорошей акустики.
Все дорожки IASCA Competition привязаны к существующей на сегодня процедуре судейства. В протоколе соревнований четко указано, что по какой дорожке оценивать. Но на деле все они – двойного назначения. Например, для оценки тонального баланса используются и те треки, которые служат для определения способности системы к правильной локализации и фокусировке звуковых образов. И наоборот. Для этого большинство фрагментов снабжены в длинном и подробном вкладыше-описании диска точными, до полуметра вправо-влево, схемами расположения инструментов при записи.
Самый знаменитый фрагмент IASCA Competition – «семь барабанов». Это – действительно серия из семи ударов в малый барабан, средствами звукорежиссуры равномерно расставленных по ширине звуковой сцены. В идеально работающей установке все семь должны быть абсолютно идентичны по тембру, располагаться равномерно и звучать сфокусированно, как и полагается относительно маленькому источнику звука на относительно большой сцене. В реальной жизни либо барабаны сбиваются в кучу у одного края приборной панели, либо, судя по звуку какого-либо из них, барабан вдруг расплывается в пространстве, обретая форму огурца, совершенно несвойственную этому ладному и аккуратному инструменту.
В последней версии IASCA Competition 2005 остроумно решен вопрос оценки динамики системы в смысле способности работать в широком диапазоне громкости. Предварительная настройка уровня громкости делается так: женский голос в правом канале считает от одного до десяти. Пока идет счет, надо отрегулировать громкость так, чтобы похоже было, будто это считает вслух пассажир на правом сиденье. Теперь, не трогая регулировок, надо проиграть три последующие дорожки, уровень громкости которых окажется калиброванным под то, что условно называется малой, средней и большой громкостью (среднее значение 74, 86 и 98 дБ соответственно). На большинстве установок среднего уровня и ниже либо первая дорожка из серии будет звучать тускло и плоско, либо на третьей система начнет захлебываться, либо вообще – и то, и другое.
В основном «слуховой», по нашей классификации, IASCA Competition содержит и признаки двух других групп. «Музыкальная» составляющая определяется тем, что фрагменты, предназначенные, в принципе, для оценки более или менее формальных характеристик вроде локализации инструментов или тонального баланса, выбраны из числа «референсных» записей с массой подробностей и деталей, которые становятся слышны, если «обязательную программу» система отыграла без больших огрехов. «Приборная» часть сосредоточена в конце диска. Это – 2 минуты гарантированно нулевого сигнала, по которому оценивается уровень шумов и помех, и 2 минуты тщательно калиброванного розового шума для измерения АЧХ системы по звуковому давлению. И наконец, завершают диск три ужасные по своим эстетическим достоинствам композиции, специально сверстанные для соревнований по SPL. Они записаны на максимально возможном уровне, допускаемом кодировкой информации на CD, и с максимальным содержанием низких частот. При хорошем сабвуфере шляпу надо будет придерживать.
Теперь перейдем непосредственно к описанию треков диска IASCA.
Трек №1 звучит, пока судьи выполняют свою «канцелярскую» работу, записывают в протокол свои фамилии, тем самым давая аппаратуре немного «размяться» перед началом процесса судейства. Сам процесс прослушивания по регламенту IASCA не должен превышать 40 минут.
Трек №2 - идентификация каналов, левого и правого.
Трек №3 - фаза, противофаза сигнала. Этот трек записан так, что в первой его части Вы должны слышать голос диктора, сфокусированный перед собой. Во второй части вся фокусировка должна развалиться, и образ диктора предстает как бы размытым. Если у Вас все наоборот, это значит, что с фокусировкой в Вашей аудиосистеме большие проблемы. Данный трек никак не оценивается судьями, но имейте в виду, что ваша аудиосистема плохо справляется с такими важными характеристиками, как звуковые образы, а именно - с локализацией и фокусировкой. Добейтесь сфокусированного воспроизведения трека №3, и Вы увидите, как точнее зазвучит аудиосистема в Вашем автомобиле.
Трек №4 посвящен пояснениям к трекам 5, 6, 7, которые в свою очередь, отвечают за тональную точность и спектральный баланс. Тональная точность - это понятие, говорящее о том, насколько качественно Ваша аудиосистема может воспроизводить низкие частоты, мидбас, средние частоты, высокие частоты, не обращая внимания на то, как они звучат вместе. А вот именно то, как они звучат вместе, и называется спектральным балансом.
Трек №8 посвящен пояснениям к трекам №9, 10 и 11, с помощью которых можно оценить характеристики звуковой сцены. Сюда входят следующие критерии. «Позиция прослушивания» - характеризует, в каком ряду воображаемого партера мы сидим, применительно к данному автомобилю. В лучших аудиосистемах позиция прослушивания выходит за передние пределы автомобиля, т.е. за лобовое стекло, или в передней части автомобиля (все прекрасно знают, что сейчас немало автомобилей, у которых лобовое стекло вынесено далеко вперед). «Ширина звуковой сцены» - непосредственно ширина звукового действа. Наилучшей считается ширина, выходящая за пределы автомобиля по краям. «Высота звуковой сцены» - высота и стабильность сцены по краям. Наилучшая высота сцены - на уровне горизонта и равномерная на протяжении слева направо. «Глубина звуковой сцены» - параметр, характеризующий расстановку исполнителей и музыкальных инструментов по глубине, т.е. звуковая картина не плоская, а объемная, и есть реальные ощущения глубины сцены.«Звуковая среда» - это параметр, характеризующий то пространство, которое повторяет или нет среду звучащей композиции, или, другими словами, можем ли мы себя представить на реальном звуковом событии или же остались всего лишь пассажирами нашего автомобиля.
Трек №12 поможет нам окончательно разобраться со стабильностью высоты звуковой сцены. Три диктора - слева, в центре и справа, причем крайние - мужские голоса, центральный - женский. Все довольно просто: голоса дикторов должны звучать на одной линии.
Треки №14, 15 и 16 помогут разобраться с локализацией и фокусировкой звуковых образов на звуковой сцене. Для оценки берутся образы, расположенные в центре сцены, слева, справа, левее центра и правее центра. Судьи оценивают, там ли расположен образ (музыкальный инструмент) - локализация, и какие он имеет размеры, реальные или нереальные, а так же их стабильность (неподвижность) на сцене - то есть фокусировка. В этом году появился новый пункт, который оценивается судьями, - реалистичность звучания. Это не что иное, как впечатления судьи от реалистичности и эмоциональной составляющей от прослушивания аудиосистемы в автомобиле участника.
По трекам №20, 21, 22 и 23 мы тестируем линейность аудиосистемы или ее способность воспроизводить тихий уровень громкости, средний и высокий. Лучшие системы демонстрируют практически близкую способность воспроизводить разные уровни громкости с максимальным качеством.
Название: IASCA Competition Функция: тестовый эталонный диск для оценки качества автозвука Дата релиза: 2005 Качество и формат: FLAC (lossless), 44,1 kHz Размер: 277 Mb